Мы уже писали о том, что 29 июня в Киеве состоялось открытие неформальной школы кинематографа «Фильм за 7 дней». На первом занятии участники проекта Ukrainian Cinema Village общались с известным сценаристом Андреем Бабиком и режиссером Любомиром Левицким. TEENERGIZER! узнал, что профессионалы думают об украинском кино.
Андрей Бабик — это талантливый украинец, наиболее известный как автор сценария, популярного сейчас, сериала «Склифосовский 4». Поэтому совсем не странно, что его первые слова были именно об огромной значимости сценария в процессе создания фильма. По его словам, сценарий является самым важным элементом, поэтому сценарист должен постоянно работать над своей идеей, не боятся переписывать и радикально изменять текст. «Американцы любят говорить, что по хорошему сценарию можно сделать плохой фильм, но наоборот невозможно. В Украине этого еще не поняли».
Андрей Бабик уверен, что самая большая проблема нашего кинематографа, это то, что сценарий совсем не ценится. «Когда я работал хирургом, мы часто повторяли, что операция делается быстро или хорошо. С кинематографом та же ситуация», — так объясняет Бабик последствия несерьезного отношения к сценарию в Украине. «Это, то же самое, что сэкономить на презервативах и потратиться на алименты. Потому что фильм в результате получается провальный. Поэтому, ребята, никогда не относитесь к сценарию легкомысленно — он вам этого не простит!».
Например, фильм «Поводырь», который считается лучшей картиной последних годов, Бабику совсем не понравился. «Детали не продуманы, поэтому кино получилось скучное, — считает сценарист. — Я посмотрел минут 10-15 и выключил. Просто режиссер подумал, что он будет очень крутой, если сломает золотые правила кинематографа. Банальный пример: кто главный герой? Разве мальчик-поводырь? Нет, конечно же, он перед нами вообще не раскрывается. Это слепой, которого он ведет, но почему же тогда фильм называется „Поводырь“? Зритель должен понимать, на что он идет!».
Еще одна систематическая ошибка при создании фильма украинцами — это поверхностное знание темы. Чтобы создать качественное кино, необходимо старательно собирать материал, погрузиться в избранный вопрос. «Сценарист должен быть немножко шизофреником» — советует Андрей Бабик, — «жить в мире своих персонажей, чтобы как можно лучше их понять».
«Безгеройность» — очередная, достаточно позорная, проблема украинских кинематографов. Наша страна, по словам Бабика, еще не создала узнаваемого, но и одновременно нового персонажа. «У нас нет героев: нет Супермена, Индианы Джонс, Шерлока Холмса… Наши персонажи картонные, скучные; они ходят и говорят красивые слова, но не действуют».
Любомир Левицкий как продюсер подчеркнул, что Украина — это для кинематографа зона высокого риска: «Вот ты написал крутой сценарий, нашел инвесторов и партнеров, все супер. И тут вдруг революция. И все, ты никому нафиг не нужен». Кроме того, известный продюсер смело заявляет, что в Украине киноиндустрии, как таковой, не существует вообще. «Мы не ценим свое собственное, не развиваем своих звезд. А потом, когда видим какого-то молодого актера на втором плане за Леонардо ди Каприо, вдруг вспоминаем про его украинские корни и начинаем гордиться». Украина — это на самом деле шикарная территория для хорошей съемки, но мы опять-таки не умеем этим пользоваться, как это делают, например, Новая Зеландия или Чехия. «Но особенно меня удивляет, когда у нас качественное кино называют «американщиной». Так мне, например, говорили о моих «Тенях незабытых предков», — смеется Левицкий.
Как мы видим, проблем у несчастного украинского кинематографа полно. Но каково же их решение?
«Выйти на мировой уровень наше кино сможет, лишь используя английский язык и международные темы» — утверждает Бабик, — «а это будет не скоро».
Ну что же, будем ждать. А пока давайте использовать и ценить те ресурсы, которые мы имеем, строить киноиндустрию на здоровых бизнес-отношениях, а кроме того, работать и не забывать, что каждый кризис — это возможность.
Никого не улыбнул фрагмент об “американщине”?))))